Начавшийся ранее процесс обмирщения продолжается и в русской живописи 18 века. Главным свидетельством этого является развитие портретного жанра в живописи. Этот век дарит русской живописи таких прекрасных художников как Зубов, Никитин, Матвеев, Адольский, именно они утвердили новый для России принцип живописи.
Воспроизводя на холсте портреты, художники стремились понять темперамент и особенности каждого в отдельности и передать это красками.
В это время развиваются пейзаж, батальная гравюра и батальная живопись. Теперь картины приобретают объемы и глубину на плоскости и даже направлением света, теперь искусство наиболее реалистично.
Вторая половина предлагает более сложную живопись ее жанр становится сложнее. Теперь формируется целая система живописи: историческая, монументальная, портретная, пейзажная.
Созданная Академия художеств придает особое внимание именно исторической живописи которая призвана обратиться художников к русским героям чтобы пробудить в российских гражданах патриотизм. В этом направлении огромных успехов достигает Лосенко, а так же Угрюмов.
Именно в 18 веке пейзаж становится отдельным жанром, призванными мастерами этого жанра становятся Алексеев и Щедрин, акварель запечатлевает на холсте разные уголки деревень огромной России.
Эрмитаж становится культурным центром русской живописи 18 века, именно в 1764 году началось формирование коллекции достояния нашей страны и не только.
Русская живопись 18 века отличается оригинальностью, именно 18 век подарил России не только большое количество прекрасных художников, но и большое количество прекрасных произведений.