1Наша страна изначально является славянским государством. И зарождение русской государственности связано именно с появлением славян на территории современной Белоруссии и Украины.

Появление прославян на территории Русской (Восточно-европейской) равнине связано с Великим переселением народов, начавшемся и продолжавшемся в первом тысячелетии нашей эры. Предки славян происходят от индоевропейской группы и стали выделяться в отдельные племена в начале пятого века. Прославяне пришли из Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, они двигались на запад, юг и восток.

Многие письменные источники того времени называют прославян «венедами» и указывают в качестве места их проживания территорию между местами проживания германцев, сарматами и угро-финами, то есть это земли между восточными приграничными территориями Византийской Империи и современными территориями Норвегии и Финляндии.

Славянские племена, располагавшиеся на территории современной Польши, мигрировали, в связи с ростом численности населения и необходимостью в освоении новых земель. В результате миграций и ассимиляции с другими племенами, согласно источникам Византийской Империи, к началу V века установились уже достаточно обособленные этнические группы: склавины, которые жили между р. Днестр и Средним Дунаем; анты, которые занимали территории между Днестром и Днепром; венеды, располагавшиеся в бассейне р. Вислы. Всего согласно современным источникам существовала порядка 150 – 200 наименований различных славянских племен, которые были объединены схожим бытом и культурой.

Быт древних славян

В середине V века славяне закреплялись на вновь занятых территориях Русской равнины. Поселившись в конкретных географических местах, славянские народы стали называть себя от имени мест, где одни обосновались. Славянские племена жили родоплеменной общиной, соответственно скот был общий и отсутствовало имущественное неравенство, но уже в то время существовала частная собственность, в частности племена жили в домах-землянках, которые были рассчитаны на одну семью. Поселения были не укреплены, в селении было от 8 до 20 домов, селения располагались недалеко друг от друга. В домах присутствовал очаг, если говорить о поселениях славян на запад, или печь, у славян на востоке. Каждое племя, община имело своего князя.

Основным занятием племен было земледелие, славяне выращивали пшеницу и просо, так же славяне занимались скотоводством. У племен, поселившихся на севере, основным занятием была охота. Среди закрепившихся на местах славянских племен можно выделить следующих: вятичи, которые жили в верхнем и среднем течении Оки; дреговичи — которые поселились между Припятью и Западной Двиной; кривичи – занимали территории верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана; полочане, занимали территорию современной Белоруссии, а так же словене, уличи, тиверцы.

Культура древних славян

Народы, жившие первобытной общинной, как правило, были язычниками, славянские народы были не исключением. Они обожествляли явления природы и поклонялись им. Сворог, Ярило, Перун, Велос, Мокошь, это все олицетворения неба, солнца, грозы и молний, плодородия, земли и так далее. У славянских племен не было общественных богослужений, славяне не строили храмов, в племенах не было богослужителей – жрецов. Боги изображались в виде фигурок, сделанных из камня или дерева. Идолов ставили в капищах (общедоступные места) а жертвоприношения назывались – требы.

У славян были свои языческие праздники. Как и вся культура, каждый праздник был связан с природным явлением или сменой сезона. Особенно большим праздником были проводы зимы и встреча весны, этот праздник сохранился и до наших времен и носит название Масленица. Весной у славян праздновались праздники связанные с птицами, славяне верили, что птицы принося счастье, весну, плодородие и урожай. Поэтому славянские племена пекли «жаворонков», отпускали всех птиц. Такие обряды символизировали освобождение природы после зимы. Так же Славяне отмечали праздник Ивана Купалы, в который проводили гадания с огнем и водой.

По окончании работ на земле в конце октября и начале ноября, славянские народы праздновали праздник посвященный богине плодородия и хранительницы домашнего очага – Мокошь. В эти дни женщины собирались, хвастались перед подругами шитьем и вышивкой.

В славянской культуре женщина занимала второстепенное положение в семье, во многих племенах славян, особенно произошедших от антов, было многоженство. В случае смерти мужчины, с ним хоронили и одну из его жен. Как правило, покойников славяне сжигали на костре, потом совершалась тризна, т.е. пиршество.


Похожие новости на сайте: