В соответствии с принятым законом в России будет создана собственная национальная платежная система. А чтобы придать ей изначальный «вес», собираются всех пенсионеров российских и бюджетников наделить пластиковыми карточками этой системы.
Хотя понемногу «пластик» вытесняет наличные, Георгий Лунтовский, первый зам. председателя Банка России пояснил, что к минимуму будет сведена роль наличных денег в жизни россиян.
Уже сейчас количество банкоматов на тысячу населения в России составляет 1,3. Больше чем в Германии (там на тысячу человек 1 банкомат). Хотя, похоже, при этом не берется во внимание плотность населения. И «кучность» банкоматов, например, в той же Москве. Тем не менее, по показателю мы на одном из первых мест в Европе.
Однако по другому показателю, более, надо полагать, существенному – по количеству устройств для приема карт в магазинах – Россия среди стран Европы находится на одном из последних мест. И намного более желанное приобретение для российских заведений торговли счетчик банкнот по низкой цене, чем терминал безналичных расчетов. И пока ситуация может оказаться схожей с анекдотичной практикой электронной очереди в некоторых очень серьезных организациях. За талончиками на электронную очередь приходится стоять в живой очереди – не выдает талоны автомат, пока, видимо, не нажмут где-то клавишу, — на один талон. Позднее (когда освободится специалист?) – еще на один.
Поэтому очевиден следующий необходимый шаг – повсеместное и четкое обслуживание вместе с наличными деньгами также и по пластиковым карточкам. Иначе получится перевод на «пластик» скорее ради процветания платежной системы.
Даже в сети большинство операций россияне совершают с помощью наличных и поэтому покупает администрация сетей оборудование на сайте spb90.ru. Если в Штатах с помощью карт оплачивается 70% услуг и товаров, то россияне пользуются картами лишь в 15 процентах случаев. Далеко не везде и тем более не всегда, даже в крупных городах, принимаются к оплате банковские карты. Понятно, что в такой ситуации приходится запасаться наличкой. Причем впрок – поскольку не редкость, что с банкоматом «что-то приключилось» и приходится искать другой. Это в Москве они, образно говоря, один на другом стоят, там нет проблем. А Россия есть и за пределами первопрестольной.
Конечно, делается очень много, очевидна тенденция к росту оплаты картами – естественно, что населению это гораздо удобнее. Лунтовский огласил прогноз, согласно которому уже через пять лет не менее 40% будут составлять безналичные платежи. Будут приняты некоторые меры, способные стимулировать этот процесс.
Однако есть мнение, которое выразил Александр Юров, возглавляющий Департамент наличного финансового оборота Центрального Банка, что никогда полностью наличные деньги из жизни не уйдут. Для них не требуется какая-то особая инфраструктура. Очень ценны такие качества наличных денег, как их анонимность. Да и техногенные катастрофы для них не страшны. Отмечена и такая закономерность: даже в странах, лидирующих по платежам и расчетам в безналичной форме, стали расти из года в год абсолютные объемы операций с наличностью…
В России, когда заработает НСПК (Национальная система платежных карт), примерно через полтора года, минимум 40 млн. бюджетников и пенсионеров получат ее карточки. Тарифы должны быть такими, чтобы проект имел коммерческую привлекательность.
Над ролью и местом биткоинов и прочих виртуальных криптовалют пока единого мнения нет. Не исключается вероятность и того, что за ними будущее.
Лунтовский отметил, что ЦБ не поддержал инициативу депутатов Госдумы по выпуску 10-тысячной купюры, посвященной воссоединению Крыма с Россией. Будет выпущена банкнота, посвященная Крыму, но из действующего номинального ряда.